МОСКОВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Над Хатынью плачет тишина, боль закралась в сердце и застыла...

Над Хатынью плачет тишина, боль закралась в сердце и застыла...

29 апреля 2015 Студенты 5, 6, 8, 9 классов отделения «Пресня» рассказывают о своей экспедиции в Брест-Хатынь в апреле 2015 г.
«Каждая экспедиция оставляет в памяти какие-то эпизоды, истории, впечатления, но эта экспедиция была особенной. Здесь нельзя было пропустить ни слова, нужно было постараться запомнить все цифры, факты, постараться посмотреть все мемориальные комплексы, памятники... А их, связанных с войной, на белорусской земле, немало. Это и боец, застывший в бетоне в метре от реки с пустой каской, – как символ жажды, от которой погибали защитники Брестской крепости; это и три березки на кладбище деревень в Хатыни, а вместо четвертой березки – вечный огонь, как символ того, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб в годы Великой Отечественной». Турбенева Катя, 8 класс
Плачешь, сердце, в черной тишине?
Что стенаешь, рвешься к звездной вышине?
Кровь застыла в жилах, память жжет огонь,
Тишина такая, что возьмешь в ладонь.
Ветер белокрылый, чуть слетевший в дым,
Тихо шепчет: «Помним…Помним, не простим…»
Над сожженным полем солнце бьет в набат
Тени на руинах полотном лежат…

 «Здравствуй, Смерть!»
Здравствуй, ты, Смерть черная!
Что ты все песни поешь?
Бросаюсь грудью на пули я,
А ты меня не берешь.

Зато вот парнишку рыжего,
Что кинулся первым в бой,
Ты до сапог выжгла
И увела за собой.
Здравствуй, ты, Смерть черная!
День для тебя как ночь, Ты ведь свинцом меченая
И для Войны дочь.
Только нам жить хочется,
Не захлебнувшись в крови…

Коль упадем – расхохочемся,
Сжимая куски земли.

«Хатынь»
Над Хатынью плачет тишина…
Боль закралась в сердце и застыла,
Скольких ты, проклятая война,
В крови и слезах омыла?
Я лишь молчу в своей печали,
Но я запомню этот миг…

Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик…
Взвивалось пламя в черны тучи И пожирало небеса,
Лишь ветер выл, и воздух жгучий
Сжигал дотла мои глаза.

 «Хатынь… Сколько боли и страданий в одном слове. Сколько погубленных жизней, оборванных, сломанных, исковерканных фашистами.
Страшно…
Страшно просто представить себе, что творилось тогда, 22 марта 1943 года, в небольшой белорусской деревеньке. Я долго не могла сказать ни слова. Просто стояла, молчала, смотрела на огромный бетонный монумент... Никогда не думала, что мое сердце способно на такую боль». Тамакчи София, 9 класс
«Мне очень запомнилась поездка в Белоруссию 16-19 апреля. Больше всего впечатлила Брестская крепость и сам город Брест. Во время экскурсии по крепости мы узнали о страшных событиях, которые произошли 22 июня 1941 года. Мне особенно запомнилось одна история: во время осады Брестской крепости на глазах у шестилетнего мальчика погибла вся его семья, он помнил только яркий свет фонарика в лицо – это были фашисты, они отвезли его в госпиталь, где привели в чувство. Потом, в мирной жизни, он стал врачом, в благодарность тем людям, которые спасли ему жизнь. Он умер в прошлом году, но оставил много воспоминаний о той страшной войне. Мне также поразил музей Великой Отечественной войны, в нем мы смогли услышать воспоминания людей, которые пережили войну. Особенно потряс мемориальный комплекс «Хатынь», там мы смогли погрузиться в события, произошедшие 70 лет назад.
Мы посетили и город Минск, у нас там была очень познавательная обзорная экскурсия, оставившая множество впечатлений.
Лично мне поездка в Беларусь очень запомнилась! Я буду стараться как можно чаще участвовать в школьных экскурсионных поездках и экспедициях».
Матыцын Иван, 6 класс
«16 апреля мы (5, 6, 8, 9 классы) посетили Беларусь. А точнее, поехали в Брест на поезде. Когда поезд прибыл в пункт назначения, мы отправились на экскурсии. Первая была в Брестскую крепость. У нас был очень хороший экскурсовод, которая много рассказывала: про все памятники и руины крепости. А затем мы побывали в музее Великой Отечественное войны. И смогли послушать ветеранов войны, узнать о том, сколько их выжило и что они помнят о нападении на Брест. Вечером у нас была обзорная экскурсия по Бресту.
Меня очень впечатлил город, который напоминает всем об этой ужасной войне. На следующий день мы посетили столицу Белоруссии – Минск. Затем мы отправились в Хатынь. Сожженную фашистами деревню, где погибли практически все жители. Перед входом мы увидели памятник человеку, который выжил и видел, как умирал его сын. Мы прошли через кладбище домов, которые сгорели вместе с людьми. Это было страшное зрелище. Потом нам рассказали о концлагерях, где погибли тысячи, сотни тысяч людей – детей и взрослых. Экскурсия была очень грустная. И последней у нас была обзорная экскурсия по Минску.
Мы покинули Беларусь, и наши сердца были переполнены печалью от всех услышанных настоящих историй о войне.
Я считаю, что в Белоруссии обязательно нужно побывать каждому, чтобы понять, насколько страшна война». Мамонтова София, 6 класс
«Во время обзорной экскурсии по городу Бресту мы узнали о том, как появилось название города. Мы ходили по улочкам, рассматривали памятники. А на улице, похожей на наш Старый Арбат, мы наблюдали, как фонарщик зажигал фонари, это традиция города. Много людей приходят в 20.30 посмотреть на это зрелище. Всем хочется увидеть это чудо!» Белова Наталия, 6 класс
«Что меня поразило во время поездки – насколько чисто в Белоруссии, насколько там все люди доброжелательные, приветливые. В какие-то моменты я сравнивал белорусские города с нашими, и сравнение, скажу честно, было не в нашу пользу». Тупикин Владимир, 6 класс
«Гитлер планировал захватить Брестскую крепость за 8 часов, но крепость держалась 32 дня. Фашисты перекрыли жителям путь к реке, чтобы они не могли набрать воды для питья. Храбрецы пытались добыть хоть сколько-нибудь воды для своей семьи, детей, стариков. В честь этих людей был поставлен памятник «Жажда». При установке моста архитекторы решили не ставить ограждения на нем, как бы говоря душам погибших людей: «Попейте воды! Вам тогда так не хватало этого». Также мне запомнился памятник «Мужество». На нем изображен мужчина, который нахмурился и устремил взгляд куда-то далеко-далеко. По его лицу можно понять, что он готов сделать многое, лишь бы защитить Родину». Фетисова Анастасия, 6 класс
«Для меня главным итогом этой экспедиции стало понимание того, что защитники Брестской крепости, партизаны Белоруссии, все участники Великой Отечественной войны отдавали свою жизнь за то, чтобы мы сейчас жили на этой земле, могли учиться и радоваться жизни. Когда ходишь по земле, где каждый сантиметр пропитан кровью героев, понимаешь цену Великой Победы. Именно поэтому мы должны знать о подвигах героев Великой Отечественной войны, помнить о них и пронести эту память через годы!» Немов Алексей, 8 класс

Понравилась новость? Поделись со своими друзьями

Наверх