МОСКОВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Н. Эльконина. Художник и педагог

26 сентября 2022

20 сентября в Новой Третьяковке состоялось открытие персональной выставки «Модель многомерного времени» учителя изобразительного искусства Н.М. Элькониной.

Приходилось ли вам когда-нибудь смотреть на песочные часы, а в отражении видеть шахматную доску? Наблюдать, как разрывается пространство?...

Выставка Натальи Элькониной – это новое слово в современном искусстве. Она посвящена темам времени, пространства, света… Пространственные инсталляции медитативно погружают в мир трансформаций и превращений, заставляя выстраивать новые логические взаимодействия…

Побуждая к поиску новых философских смыслов людей искусства, Наталья Маратовна с не меньшим вдохновением уже более 20 лет учит видеть и понимать прекрасное студентов Московской экономической школы. И здесь уже другой уровень ее магии, мастерства, таланта…

Наталья Маратовна намеренно аккумулирует через свое творчество вопросы, которые не покидают человека и после того, как закончилась выставка или прозвенел звонок с урока… Она уверена, что желание найти ответы, выйти на новый уровень познания лежит в сфере уникального личностного отношения к миру…

IMG_0137 копия.jpg IMG_0174 копия.jpg

Выставка оставила много вопросов, трактовок, эмоций и впечатлений:

«Удивление – вот то чувство, которое испытываешь, придя на выставку Н.М. Элькониной. Как трудно сейчас нас всех удивить. Экспозиция совсем небольшая, но уходя, ты не закрываешь дверь за этим иллюзорным таинством, которое нам подарил художник, а остаёшься ещё долго под магией увиденного. Именно это и является самым важным в искусстве», – Т.В. Биндюк

«Выставка навеяла на меня воспоминания о замке из романа Иэна Бенкса «Шаги по стеклу», в котором герои выброшены за пределы времени и пространства. Время сломано, не существует ... Герои играют в многомерные шахматы, пытаясь найти ответ на вопрос, который поможет им вернуться обратно. Эта выставка стала для меня своеобразной аллегорией на мир романа… Модель многомерного времени, которую предлагает Н. Эльконина, также побуждает к поиску истины, смысла, первопричины, новые толкования которых способны выходить за грани реальности…», – А.П. Скалозуб

На следующий день после открытия выставки Наталья Маратовна снова в школе в окружении своих любимых учеников. Она любезно согласилась ответить на несколько вопросов.

– Открытие выставки для художника – это пик его эмоционального подъема или, наоборот – облегченный выдох, подведение итогов определенного этапа творчества?

– Для меня, если честно, выставка в Третьяковке была мечтой. Зал спецпроектов – это очень серьезный зал. Нужно было пройти сложнейшую выставочную комиссию. Психологически это очень тяжело, очень сильное эмоциональное напряжение, это очень нервно... И это отнюдь не выдох, скорее – концентрация всех эмоциональных и физических сил.

– В Ваших экспозициях каждый предмет имеет смысловую нагрузку, почти математическую выверенность расположения. Насколько важно для Вас, чтобы человек уловил идею экспозиции или Вы оставляете пространство для личностной интерпретации?

– Конечно, пространство для личностной интерпретации. Все видят по-своему и все очень индивидуальны. Я даю максимум свободы как ученикам, так и зрителю. Для меня важно, чтобы зритель уловил не столько смысл, сколько композиционные находки. Чисто формальные вещи для меня важнее, чем смысловые.

– Зрители по-разному реагировали на представленные экспозиции. Некоторым хотелось выстроить логические цепочки взаимодействия предметов. А вот от одной посетительницы услышала: «Когда я начинаю искать смысл, теряется всё волшебство экспозиции. Лучше просто созерцать, не анализировать»… Какой зритель Вам ближе?

– А знаете, мне интересен и тот, и другой, но все-таки думающий мне ближе. Даже не анализирующий, а именно думающий, потому что любой выразительный образ, как говорил мой мудрый дедушка, все равно передается через хорошо организованную форму и экспозицию. Я и детям все время говорю, вы не рисуйте, а думайте с карандашом в руке. Бездумное искусство не имеет художественной ценности.

– Ваша творческая жизнь и Ваша педагогическая деятельность – насколько тесно они переплетены? Кого в вас больше – педагога или художника?

– Меня многому учат дети. Я получаю огромное удовольствие от общения с детьми. Каждый день с утра я еду в мастерскую, где работаю часа три. Это дает такой мощный заряд творческой энергии! Дети это чувствуют и сами подзаряжаются этой энергией. Вот и получается у нас такой творческий обмен.

IMG_0179 копия.jpg IMG_0186 копия.jpg

– На Ваших занятиях дети охотно увлекаются творческим процессом. У каждого ли ребенка есть талант к творчеству?

– Это очень сложный вопрос. Каждый ребенок по-своему одарен. Кто-то одарен к черно-белому рисованию, кто-то к цвету… Со всеми очень по-разному. Главное, найти подход, увлечь ребенка творчеством. У меня была Аня Лукина, с которой мы начали заниматься еще в подготовительном классе. Она была очень ранимая. И в ней вдруг такой проснулся живописец! Она до 11 класса была со мной. До сих пор храню ее огромные холсты... Вот это было от Бога! Конечно, были ученики одаренные, которым нужна лишь подсказка, совет… и они уже готовы к самовыражению через творчество. А другим этот путь к творчеству нужно проложить совместными усилиями…

– Как Вы считаете, сегодня, в эпоху информационных технологий, насколько необходима человеку творческость?

– Я считаю, что жизненно необходима. Особенно детям, потому что они переедают компьютер. Я стараюсь минимально использовать компьютер на своих занятиях. Им необходим хоть один урок творчества, где они выражают себя, что-то делают руками, а не на планшете. Ни один компьютер не заменит чистого творчества.


Понравилась новость? Поделись со своими друзьями

Наверх