МОСКОВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Учебно-исследовательская экспедиция «Горный Алтай»

30 сентября 2021

1 день. Зачин дело красит

Студенты МЭШ преодолели почти 4000 км и достигли Республики Алтай рано утром. Юные исследователи прошли сосновый бор и посетили Камышлинский водопад, пройдя подвесной мост. По пути встретили и изучили представителей млекопитающих: лесную мышку и полосатого бурундука. Ребята познакомились с удивительными миксомицетами (почвенными амебами), с помощью которых японский учёный Тосиюки Накагаки воссоздал Токийскую карту метро, оптимизировал маршруты между станциями, за что получил Нобелевскую премию. День был насыщенный и интересный, а вечером студенты совершили прогулку по верхнему берегу реки Катунь, которая поражает своим неповторимым бирюзовым цветом и силой течения.

2 день. Мы делаем мир лучше!

Невероятно плодотворный день! С утра студенты МЭШ совершили традиционную экологическую акцию, проявив себя выносливыми, сильными и заботливыми гражданами, собрав один кубометр мусора вдоль берега реки и на склонах леса. Днем мы преодолели подъём в «Ущелье Горных духов» урочище Чке-Чкыш – живописное горное ущелье, окруженное отвесными известняковыми скалами, с вершины которого открывается потрясающий вид на долину реки Катунь. Здесь мы увидели древние наскальные рисунки, оставленные шаманами, для которых это ущелье являлось местом силы. Студенты после долгого подъёма отдохнули возле водопада и взяли пробы воды из природного источника для исследования в лаборатории. После обеда ребята посетили Алтайский этнографический музей в Чемале, узнали про быт алтайцев 100-200 лет назад, изучили устройство юрт и познакомились с удивительным мировоззрением – белой верой. Вечером мы познакомились с лечебными растениями Алтая и даже продегустировали чаи на алтайских травах.

3 день. Целая Вселенная

В этот день мы проехали сразу несколько климатических зон от черневой тайги до горных лесостепей по одной из самых красивых трасс мира – Чуйскому тракту. Из осени Чемала мы телепортировались в зиму на перевале Чике-Таман, который находится на высоте 1295 метров и является одних из самых красивых горных перевалов Алтая. Здесь на реке Катуни находится Ильгуменский порог. Большой перепад течения реки рождает быстрое течение и мощные валы высотой до трех-четырех метров! Завораживающее зрелище!

После студенты МЭШ посетили природный парк «Чуй-Оозы», где увидели слияние главных алтайских рек Катунь и Чуя. На водопаде Ширлак, преодолев крутой подъем, студенты познакомились с местной легендой о чести и гордости. Завершением этого неповторимого дня природных красок стала прогулка на Гейзерово озеро, которое ярко контрастирует с золотистой осенью окружающего леса. Но на самом деле никакого гейзера там нет! А сказочный цвет воды обусловлен глиняными отложениями и содержанием ионов меди.

4 день. На границе с Монголией

Оказаться на другой планете, не выезжая за пределы родной страны? Студенты МЭШ могут всё! На 4 день научно-исследовательской экспедиции студенты проехали 400 км и совершили незабываемое путешествие к марсианским пейзажам долины Кызыл-Чин – настоящему чуду природы, где мы увидели неземные ландшафты различных оттенков: от красного, ярко-оранжевого до темно-бурого цвета. Мы попали в пустынную экосистему, где встретили различных представителей животного мира. Студенты проявили невиданные силы и поднялись на высоту 81 этажа по данным современного смартфона. В этот же день посетили Национальный природный парк Уч-Энмек, где попробовали блюда национальной кухни и узнали об устройстве местного жилища – аила – центра Алтайского мировосприятия. Это был длинный день, который подарил нам прекрасную погоду и незабываемые виды природы Республики Алтай.

5 день. Пора прощаться

Наконец-то студентам удалось немного выспаться! После позднего завтрака отправились на экскурсию к Чемальской ГЭС – одной из немногих первенцев российской гидроэнергетики, где можно ощутить всю мощь природной стихии, укрощенной человеком. Совершив подъём по горам, увидели слияние двух красивейших рек региона – Чемал и Катунь, где воды двух рек, текут отдельно до узкого прохода в скалах ущелья, называемого «Ворота Сартакпая» по имени богатыря — героя алтайского эпоса.

Студенты посетили монастырь на острове Патмос, располагающийся на небольшом скалистом острове, куда можно попасть только по подвесному мосту, который нависает над бурной рекой Катунь на высоте 30 метров, и где по местным поверьям происходят различные чудесные явления.

А еще мы посетили недавно открывшийся удивительный парк археологических реконструкций, где увидели не только древние курганы и поминальные сооружения алтайцев, но и познакомились с некоторыми археологическими методами исследования, рассмотрели палеонтологические доказательства эволюции в виде скелетов вымерших животных, окаменелостей и отпечатков. Вечер был таким же насыщенным, как и день. Студенты провели анализ воды, взятой из разных источников. Вывод, который сделали студенты, – вода из всех природных источников Алтая, которые мы посетили, чистая и пригодная для питья.

Студенты 8 класса развели костер, другие сделали талисман ловца снов. Вечер мы провели у костра и обменялись впечатлениями о поездке. Завтра нас ждала Москва и рассвет по дороге в аэропорт.

0U1A0026.JPG0U1A0071.JPG0U1A0138.JPG0U1A0220.JPG0U1A0319.JPG

Понравилась новость? Поделись со своими друзьями

Наверх